|
И С К У С С Т В О
Мои истории публику должны вывести из себя:
Ироничный,
ненавидящий пиджаки и галстуки, ростовский режиссер Александр Расторгуев
в свои тридцать лет измеряет жизнь кинометрами пленки. Все, что
на ней запечатлено, настолько честно показано, что пять из отснятых
пяти фильмов (не считая десятков телепрограмм) уже признаны российским бомондом:
 |
"До свидания, мальчики"
("Лучший дебют", 1997), "Век мой", "Твой род" (два Тэфи -2000),
"Мамочки" ("Лавровая ветвь", 2001), "Гора" (спецноминация
на международном кинофестивале в Екатеринбурге, 2002). По
итогам "Vertov.ru",
Расторгуев включен в топ - "двадцатку" бурных гениев неигрового
кино. В прошлом году с друзьями он открыл частную |
киностудию "КИНО"
и заключил договор с РТР (В. Манский) и НАТ (Э. Сагалаев). За шесть
часов до отъезда в Чечню со своей постоянной съемочной группой (сценарист
Сусанна Баранжиева и оператор Эдуард Кечеджиян) Расторгуев дал интервью
нашему журналу.
00.01. Прочитав с десяток интервью с тобой, понимаю: для режиссера Расторгуева главное - это человек. А в фильмах вижу: человек - не всегда звучит гордо, особенно если он - баба:
В России много бед: дороги, руководители и бабы. В войнах погибли самые смелые и сильные - генофонд. После всех войн большинство россиян - бабы без мужиков - героини без героев. Сейчас мы едем на чеченскую войну снимать новый фильм "Чистый четверг" - про мужчин без женщин.
00.35. Саша, ты каких существ снимаешь - социальных, биологических, мистических?..
Одномерные люди не интересны. Напоминают езду на общественном транспорте: все те же принципы, правила, остановки: А человек должен быть многоэтажным лабиринтом, чтобы я там с камерой своей заблудиться мог.
00.50. Вот кинодебют "До свидания, мальчики", там есть эпизод, когда грохот побудки уничтожает грезово-синие сны мальчиков - малолетних преступников. Миражи пожирает чудовищно быстрый ритм социальной жизни. И песенка издевается: "Психоаналитики мои:" Кто по утрам так жестоко отрывает Расторгуева от подушки?
Долги - убийцы моих кинопроектов, "тень отца Гамлета" и прочее, прочее, прочее:
01.05. В личной жизни Расторгуев остается режиссером или нет?
Пожалуй, да: Потому что режиссер - хороший рассказчик, собеседник, вуайерист.
01.40. В "Мамочках" ("Юлька") и "Горе" нет положительных героев, а по теме ("Роды на Родине") фильмы - вроде жизнеутверждающие. Загвоздочка?
Это романтики полярность любят: плюсы там, минусы, оценки. А жизнь реальная, как и реальное кино, - это сумма секунд, красок - архитектура пространства и времени, где мы сейчас есть. Мои персонажи, Юлька и Гора, живут в бомжатнике, выживают и еще находят в себе силы давать начало новой жизни. Они не думают о благополучии своих детей, не заботятся о дне грядущем. С точки зрения комфорта общества, они - бабы без ума, но вот с точки зрения жизни, они кто? Героини моих фильмов.
02.15. Ты работаешь с одним и тем же сценаристом, а кино - такое разное. Модернистский коллаж, миф, гротески. Экспериментируете? И с чем?
Мы не ставим экспериментов. Просто в искусстве надо двигаться в сторону неизвестного. Каждый новый фильм открывает то, что скрыл предыдущий. Погоня за жанровой оригинальностью - это дар умельцев придумать сто разных упаковок для товара, чтобы триста раз его продать. По-настоящему нас волнует мировидение, цена которого не зависит от моды на оберточную бумагу.
02.48. Рассказывают, со слов Моне, когда ему делали операцию на глазах, то в момент прикосновения скальпеля он увидел фантастический голубой цвет. Не природный, не изобретенный. Тебе нравится расширять границы восприятия, может быть, экстремально?
Расширением восприятия я и занимаюсь. Безоперабельно. Но процесс головокружительный. В зоне произведения организм растормаживается. Минуту назад, как труп в пустыне, я лежал, а сейчас такое узнал про консервную банку, что страшно с кем-нибудь поделиться:
03.20. Античный мир знал: свободный человек не делает ошибок. Ты свободен - в жизни, творчестве, где?
Как художник, я рожден быть свободным, в том числе и от стерилизованных определений свободы. Прекрасная античность антидогматична. Сократ был подкаблучником сварливой Ксантиппы, Платон стал рабом тирана, которого просвещал. Свобода меланхолична: ошибаются все.
05.05. После получения Тэфи ты признался Ивану Голованову (журналисту "Киноизма"): "Фильм - моя любимая женщина". А любимая женщина тогда кто?
Героиня шоу "За стеклом". Ее телом, откровенной сексуальностью измеренная правда шокирует: на Руси боятся активных женщин и талантливых мужчин.
Из этой обнародованной подсознанки фонтаном бьют эмоции:
06.00. В декабре тебя увенчали "Лавровой ветвью" за "Мамочки" - крик боли стал триумфальным. А в январе "Гора" вызвала полемику на кинофестивале в Екатеринбурге. В результате кинопрофи создали для "Горы" спецноминацию - там она скандально победила. Февраль будет посвящен съемкам "Чистого четверга" в Чечне. На апрель ты приглашен выступить в качестве мэтра на семинар в Питерской академии кинематографии и показать ретроспективу своих фильмов параллельно с Н. Михалковым. Отсчет культовости расторгуевского кино уже начался?..
Культ - это лень. Культовый режиссер - брэнд, который мне наклеивают на голую задницу. Ненавижу культовое кино, где зрителя кормят зрелищами. А он сидит и сглатывает видеокорм вперемешку с поп-корном.
Мои истории публику должны вывести из себя, из темноты и на "чистую воду":
И Расторгуев засмеялся:
Надежда Ростова
• вверх •
|
|