П Е Р С О Н А
Мифотворец Леонид Феодор
Ростовский художник Леонид
Александрович Федорович (творческий псевдоним - Леонид Феодор)
не говорит о своей любви к истории России. Он ею живет. Ему не
свойственны суетность и сребролюбие.
|
Он не пишет
на потребу невзыскательной публике пышнотелых русалок и сентиментальные
пейзажи. Русь ведическая (или языческая), Русь христианская
-ведущий мотив его необычных работ, выполненных, как правило,
в технике полихромного рельефа. Это не традиционная живопись
на холсте. Работа намного сложней и кропотливей. На деревянную
основу наносится наборной рельеф из других деревянных компонентов,
затем все особым образом обрабатывается, грунтуется и лишь
затем наносятся |
краски (темпера, масло) или
эмали, акрил. Занимается Леонид Феодор и графикой, деревянной полихромной
скульптурой, оформлением книг. Его основной принцип - не повторяться,
быть ни на кого не похожим. "Каждый настоящий художник должен сказать
свое слово в искусстве, поделиться своим взглядом на мир", - считает
Феодор, совмещая в своих работах фольклорные мотивы, традиционное
письмо и авангард. Он - мастер синтеза, тонко чувствующий цвет и
объем. На его лекциях в Ростовской академии архитектуры и искусства
(Федорович - доцент кафедры ИЗО) студенты не засыпают от скуки.
О нем отзываются с уважением даже самые ревнивые и самовлюбленные
собратья - члены Союза художников России. К нему тянутся единомышленники.
Созданная усилиями Феодора группа Синтел-Радуница объединила 14
художников из различных городов России, стран ближнего и дальнего
зарубежья. Идею проекта
символизируют два квадрата - Черный квадрат (манифест Малевича,
рожденный в начале ХХ века) и Белый квадрат, устремленный в новый
ХХI
век. Три выставки творческой группы Синтел-Радуница с успехом прошли
в России и за рубежом, вскоре в Ростове состоится четвертая.
Феодор - человек идеи. Он мог бы быть богат, если бы зачастую не отказывался продавать свои лучшие картины и скульптуры, если бы неделями и месяцами (а порой и годами) не работал над тем, что ему действительно интересно.
Среди людей, сумевших оценить
творчество Феодора, даже нынешний канцлер Германии Герхард Шредер.
Встреча состоялась в 1994 году. Работы Феодора были представлены
на первой выставке "Русские пришли" в Германии. Посетивший эту
выставку Герхард
Шредер (тогда еще руководитель
земли Северный Рейн - Вестфалия) был настолько пленен творчеством
Феодора, что пригласил его в свою резиденцию в Ганновере.
Теперь работа ростовского художника есть и в частной коллекции
немецкого канцлера. А еще их приобрели музеи Москвы и
Архангельска, Ростова
и Таганрога, других городов России. Есть работы Феодора и
в частных коллекциях |
|
США и Канады, Австрии и Германии
и еще минимум шести стран мира.
Откуда он такой, необычный и самобытный, человек, впитавший традиции прошлого и предвидящий будущее? Феодора иногда называют мифотворцем, потому что в его работах оживают герои легенд и сказаний древних славян-русичей - Сварог и Перун, Дажьбог и Лада,
Стрибог и Велес.
Феодор родился в Архангельске
в 1955 году. И хотя прожил на русском Севере всего до восьми лет,
особый колорит этих мест - Белое море, леса и знаменитый музей
русского деревянного зодчества и деревянной скульптуры - оставил
след в мировосприятии и творчестве художника на всю жизнь. В младенчестве
ему часто виделись похожие сны.
К нему являлся волк и словно бы хотел что-то сказать. Когда Леонид
подрос и стал читать русские сказки, а затем, в школе, и "Слово
о полку Игореве", события постепенно начали выстраиваться для
него в единую цепочку. Сказочность, метафоричность образов героев
были близки его душе. Князь Игорь и Буй-тур Всеволод, битва с
половцами и плач Ярославны, мудрый князь Святослав, его сон и
"золотое слово", возвращение из плена князя Игоря со множеством
сказочных превращений - то в горностая, то в белого гоголя, то
в волка, то в сокола, то вновь в человека - казались развитием
старого сна, завораживали и притягивали.
Позднее,
в юношеские годы, во время учебы в Ростовском художественном
училище, а затем в Московском полиграфическом институте пришло
еще более глубокое понимание древнерусской живописи, литературы
и архитектуры. Феодор не хотел никого повторять, искал новую
форму, оживляя запавшие в душу с детства образы. Он много
ездил по Руси. Постигал ее, такую разную - строгую и величественную
- православную, но за две тысячи лет так и не утратившую полностью
связь со своими |
|
языческими корнями, Русь современную
- богатую, как и встарь талантами, но тревожную и печальную после
взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске, гибели наших ребят в
Чечне. События нынешних времен нашли отображение в таких работах
Феодора, как "Между миром и войной", "Дева скорби и печали" (памяти
псковских десантников), "Музыкальная рапсодия" (памяти Игоря Талькова),
"Человек эпохи рыб" (уходящему тысячелетию), и ряде других. Но все
же ведущей темой на протяжении вот уже двадцати лет для Феодора
являлась работа над образами "Слова о полку Игореве". Своих героев
|
художник
воплощал и в графике, и в живописи, и в полихромном рельефе,
и в полихромной деревянной скульптуре. Что получилось, легко
увидеть, если взять в руки книгу "Слово о полку Игореве",
выпущенную в свет в прошлом году ООО "Издательство "Юг" и
иллюстрированную Леонидом Феодором. Департамент по печати
и телерадиовещанию, оценив оригинальное и самобытное издание
шедевра мировой литературы, назвал
ее лучшей книгой года. |
Однако Феодор работу над "Словом"
по-прежнему не прекращает. Ведь скоро 800-летие памяти одного из
главных героев - князя Игоря Святославовича.
Евгения Иванова
• вверх •
|