П Е Р С О Н А
Борис Слюсарь: "Верю в собственные силы и в людей,
которые рядом"
|
В 2000 году
новым генеральным директором ОАО "Роствертол" был избран Борис
Николаевич Слюсарь. В тот период предприятие, которое традиционно
считалось гордостью региона, переживало непростые времена:
из-за экономических сложностей в стране и перекрытия доступа
на некоторые зарубежные рынки сократилось число заказов. Нужно
было искать новые контакты, зарабатывать средства на дальнейшее
развитие производства и создание новых вертолетов. |
Под руководством Б.Н. Слюсаря коллектив с поставленными задачами
справился. Думается, не последнюю роль в этом сыграли огромный
опыт генерального директора, его знание людей, с которыми предстояло
работать. В трудовой книжке Бориса Николаевича Слюсаря одно место
работы - "Роствертол". Сюда 17-летним слесарем-сборщиком он когда-то
пришел после окончания ПТУ. Учился в институте (РИСХМе) без отрыва
от производства. Росли и занимаемые должности: мастер, старший
мастер, председатель профкома Ростовского производственного объединения,
заместитель директора по материально-финансовым вопросам, первый
заместитель генерального директора и, наконец, генеральный директор.
Естественно, что Борис Николаевич Слюсарь, у которого мы взяли
интервью накануне его 60-летия, говорил о предприятии, с которым
связана вся его жизнь.
- Вы - действительный член Академии транспорта РФ, член-корреспондент инженерной академии РФ, Почетный авиастроитель РФ и, должно быть, уже много лет следите за развитием вертолетостроения в мире. Расскажите о своей работе над теми винтокрылыми машинами, которые стали гордостью России. Вспомните самые радостные и самые непростые события, связанные с этим.
- В далеком 1956 году наше предприятие было переориентировано
на серийное производство вертолетов опытно-конструкторского бюро
(ОКБ), руководил которым талантливый инженер и гениальный конструктор
винтокрылых летательных аппаратов Михаил Леонтьевич Миль. Начав
с первенца отечественного вертолетостроения Ми-1, "Роствертол"
последовательно осуществлял запуск и осваивал серийное производство
известных во всем мире Ми-6, Ми-10, Ми-10к, Ми-24 (экспортная
модификация - Ми-35).
|
Гордостью
не только ОКБ им. Миля и ОАО "Роствертол", но и всей отрасли
стал гигант Ми-26Т. Нашим предприятием были выпущены сотни
вертолетов различных модификаций, эксплуатируемых не |
только на бескрайних просторах
России и СНГ, а и более чем в 20 странах мира. В настоящее время
"Роствертол" осуществляет подготовку серийного производства боевого
ударного вертолета нового поколения - Ми-28Н. Каждый поднявшийся
в воздух новый вертолет - итог плодотворного труда конструкторов
ОКБ, инженеров, техников, рабочих и руководителей "Роствертола"
и его смежников, заслуженный предмет гордости всех участников сложного
и трудного процесса создания винтокрылого аппарата. Успехов и неудач
было предостаточно. За более чем 60 - летнюю историю нашего завода
коллектив ни разу не отступил назад, выполнял все поставленные цели
и решал сложные задачи. Этим мы гордимся
- "Роствертол" никогда не был обделен вниманием самого высокого начальства. Какие из этих встреч оказались наиболее полезны, а какие (возможно) только мешали работе?
- ОАО "Роствертол"
всегда являлся крупнейшим промышленным предприятием региона.
И хотя нам не удалось избежать определенных потерь, но тем
не менее мы смогли преодолеть и кризисы перестройки, и "подводные
рифы" вхождения в рыночные отношения. В том, что сейчас "Роствертол"
- стабильно работающее и |
|
благополучное в финансовом
аспекте предприятие, заслуга не только руководства и коллектива
самого завода, но и взаимодействующих с нами по широкому спектру
проблем руководителей и специалистов различных структур власти,
как региональных, так и федеральных. Наиболее памятны посещения
нашего предприятия Президентом РФ В.В. Путиным, вице-премьером Правительства
РФ В.Б. Христенко, полномочным представителем Президента РФ по ЮФО
В.Г. Казанцевым и губернатором Ростовской области В.Ф. Чубом, их
высокая оценка нынешнего состояния деятельности и имеющегося потенциала
ОАО "Роствертол". Во время каждой из таких встреч обсуждались проблемные
вопросы, по результатам рассмотрения которых принимались решения
и предприятию оказывалась конкретная помощь.
- Как складываются отношения с ближайшими конкурентами - западными компаниями? Говорят, часть компаний, например из ЮАР, просто пыталась скопировать конструкторские решения, применимые на ваших вертолетах. Удалось ли заставить их заключить цивилизованные контракты?
- Отношения с иностранными производителями вертолетов могут строиться только на принципах рыночной конкуренции. О каком-то взаимодействии, особенно в аспекте военной продукции, не может быть и речи, поскольку во главу угла поставлены рынки сбыта и многомиллионные прибыли. Что касается наших конкурентов, то могу отметить, что простое копирование конструкторских решений без проведения соответствующих испытаний резко снижает качество вертолетов. Известны случаи "грязной конкуренции", когда выпускаемая нами продукция продавалась сомнительными организациями по заниженным ценам и с поддельной документацией.
- Вы часто бываете за границей, встречаетесь там с вертолетостроителями. Существенно ли отличаются образ жизни, взгляды зарубежных коллег от ваших собственных?
- Образ жизни и взгляды российских и зарубежных специалистов в большинстве аспектов вертолетостроения практически совпадают. Отличие же состоит в том, что зачастую руководителям отечественных оборонных предприятий приходится принимать неординарные решения, связанные со спецификой нынешней российской экономики и состояния дел в промышленности.
- Верите ли вы в приметы, например, перед испытаниями новой модели вертолета?
- На производстве верю не столько в приметы, сколько в собственные силы, в удачу, в людей, которые работают рядом и которые создают вертолеты. А вот в часы отдыха, когда нахожу время выбраться на охоту, на некоторые приметы обращаю внимание.
- Какие из выпускаемых "Роствертолом" вертолетов наиболее востребованы в России и за рубежом, в каких странах? По каким параметрам мы можем конкурировать и даже превосходить компании "Боинг" и "Сикорский" и по каким по-прежнему уступаем? Удалось ли за последний год улучшить авионику наших вертолетов?
- Сказать однозначно о высокой востребованности той или иной
модели вертолета нельзя. Каждый производитель стремится сделать
свою продукцию технически совершеннее, чем у конкурента, и качественнее
для максимального удовлетворения требований заказчика. Потребность
вертолетного рынка, особенно зарубежного, зависит от очень многих
факторов - политических, экономических, географических, социальных
и т.п. Главный вопрос состоит в том,
чтобы, с
учетом этих факторов, правильно определить свои конкурентные
преимущества перед тем же "Боингом" или "Сикорским" и предложить
конкретному заказчику выгодные только ему условия сделки.
Конкретизировать какие-то отдельные технические, эксплуатационные
и другие параметры превосходства или отставания по тем или |
|
иным моделям вертолетов - аналогов
не имеет смысла. Что же касается улучшения авионики наших вертолетов,
то эти работы являются одним из многочисленных направлений модернизации
серийной продукции, без которых в жесткой конкурентной борьбе за
мировой рынок нам просто не выжить и на которые "Роствертол" тратит
немалую часть своей прибыли.
- В прошлом интервью вы говорили о том, что все меньше времени работа оставляет на досуг, развлечения. Но существуют ли какие-нибудь незыблемые семейные традиции? Есть ли друзья, с которыми всю жизнь вместе? Не стал ли внук Борис проявлять больше интереса к делу, которому вы служите?
- Все, что я говорил в прошлый раз, могу подтвердить с единственным добавлением - время "спрессовалось", проблем прибавилось, жизнь стала еще динамичней. Друзей прибавилось. Семейные традиции сохраняются и добавляются новые. Увлечения не изменились, так как считаю, что если ты чем увлечен, то это надолго. Говорить же о серьезных жизненных намерениях внука в 11-летнем возрасте, думается, пока рановато. Главная задача родителей и нас на данном этапе - воспитать его хорошим человеком.
- В общем, вы считаете себя счастливым человеком?
- У меня есть дело, которое мне интересно. Есть семья, которую люблю. Наверное, это и есть счастье.
• вверх •
|